Главное меню
Сведения об образовательной организации
Детские сады
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации учителя-логопеда

для родителей будущих первоклассников.

Поговори со мной.

Много говорится о необходимости  развития  речи, однако,   родители   не

всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развить речь,

делают это неправильно. Мама недоумевает: «Я так много читала ему,

рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но

результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чем

рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама  рассказывала, говорила, объясняла, а не ребенок.

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него

сформировалась связная речь, необходимы некоторые условия.

Во-первых, у него должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому все интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа и т. п.). Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая  игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.

Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами 3-4

лет это необходимо, а более старшим детям, необходимо говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда дать выговориться и научиться очень внимательно слушать.   Нужно научиться слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Ребенка очень легко сбить, отвлечь внимание. Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит небрежную, нечеткую, чересчур громкую и интонационно резкую, то будет говорить так же.

Если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами.  Не думайте, что случайно вылетевшее мало литературное междометие  пройдет мимо внимания вашего малыша или он не обратит внимания на  раздражение в голосе. Все это проявится при первом же удобном случае.

Словарный запас шестилеток, хорошо владеющих речью, более 3 тысяч

слов, но чтобы ребенок обладал таким словарным запасом, следует

систематически расширять тот запас слов, которым он владеет. Рассматриваете ли  вы картинку, читаете ли книжку, слушаете ли сказку, обращаете внимание ребенка на редко встречающиеся слова, спрашиваете то или иное слово, очень действенны такие способы как «сочинения» стихов - дети очень любят разбирать рифмы. Детям можно читать знакомые стихи и подсказывать слова:  

У меня зазвонил телефон.

 Кто говорит _____ (слон)

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он, хотя и маленький,

Но вполне _____ (хороший).

Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком  в эту игру, мама может помыть посуду и гладить белье (это не лучший вариант, но все  же выход). Можно попросить ребенка: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «кто больше назовет названий цветов», «назовем цвета»,  «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну» вспомним слова с противоположными значениями (день-ночь,  холодный-горячий  и т.п.). Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели его, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи пяти-шестилетних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, поправив ребѐнка и повторив правильное слово, выражение спокойным тоном, ровным голосом. Можно поиграть в словесную игру  – намеренно исковеркать фразу (“В лес грибы растѐт”, “Дети гулять около дома”, “Шишка большой на ѐлке растѐт”) и вместе с ребѐнком разобрать, как нужно произносить слова.  Это поможет зафиксировать его внимание на грамматическом строении речи. Нужно специально учить ребѐнка составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные). Можно начинать предложение, а ребѐнок будет сам его заканчивать, подбирая разные варианты. Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые (сложные) слова, попросите ребѐнка рассказать (“Ой, я забыла, почему это зайка слѐзы лил?”), внимательно рассмотрите картинки, опишите всѐ, что нарисовано (пусть это делает сам ребѐнок, а вы подсказывайте). А потом можно эту сказку нарисовать, разыграть, можно, рассматривая рисунок, выбрать слова с определѐнными звуками и т.д. Важно, чтобы такая работа по развитию речи

была систематической (продолжительность занятий, если вы занимаетесь не

“между делом”, не более 15 минут).

Правильное произношение  – одна из сторон речевого развития ребѐнка. К

сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении  – основа

многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками (нередко их дразнят, обзывают). Всѐ это ещѐ больше затрудняет процесс обучения.

Мы ещѐ раз подчеркнѐм, что к 4-5 годам ребѐнок должен правильно произносить все звуки. Однако, в силу разных причин  – индивидуальных,

социальных особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер

стойкого дефекта, называемого дислалией. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение сложных по артикуляции звуков, таких как “р”,”л”; свистящих (с-з-ц) и шипящих (ш-ж-ч-щ). Эти звуки либо отсутствуют в речи малыша, либо искажаются или заменяются. Так, ребѐнок может говорить “ыба” вместо “рыба”, “вампа” вместо “лампа” и т.п. Часто звук “р” выступает в виде горлового дрожащего звука – слышится отчѐтливый рокот. Встречается и так называемое одноударное “р”, при котором попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Дислалии могут быть разными по своей сложности и проявлениям. Один

ребѐнок не правильно произносит 1-2 звука, а другой – 5-6 звуков. Но в том и

другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения ещѐ до начала обучения в школе. И не теряйте время! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать из так, как слышит. В итоге – неизбежные ошибки в письме.

Ведь полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребѐнка в школе. Поэтому прислушайтесь правильно ли говорит ваш малыш.

Главное не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой.

Самое правильное  – обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь

коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс.

 

 

Категории раздела
Конкурсы, соревнования [17]
Педагогический час [9]
Праздники и развлечения [53]
Методические объединения [3]
Презентации [2]
Интересные страницы [92]
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Ссылки
  • Управление образования
  • МОБУ СОШ №4
  • МОБУ Башкирская гимназия №9
  • Министерство образования РБ
  • Министерство образования и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Дошкольное образование. Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования
  • Все для детского сада. Сайт для работников ДОУ
  • Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
  • Сайт для детей и взрослых «ДЕТсад»
  • Сайт «Воспитатель»-конспекты занятий в детском саду
  • Дошколенок.РУ. Сайт для воспитателей детских садов
  • Сайт для воспитателей. Мааам.ру-Для воспитателей и родителей
  • Институт развития образования Республики Башкортостан
  • Персональные данные дети - сайт о правилах и поведении в Интернет.
  • Вход на сайт

    МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 19 «СУЛПАН» © 2019
    Адрес: 453850, г. Мелеуз, ул. Матросова, д.21. Телефон: 8 (34764) 5-04-00, 5-33-50. e-mail: madou19@meleuzobr.ru
    Конструктор сайтов - uCoz